Владимир Климентьев (wklim) (wklim) wrote,
Владимир Климентьев (wklim)
wklim

Ну, погнали, Григорий Федрч!

Есть в жизни, судьбе какая-то цикличность. Начал было что-то, потом позабросил, и оно все дальше-дальше. И вот оно уже далеко, и не видать совсем. И вдруг - опа! Опять! Вот оно, туточки, никуда не делось, стоит ноздри раздувает, копытом роет. Эх, ма! Погнали!

Вот так опять вернулся ко мне Гегель. Бегает все бегает, а не убегает.

Погнали.

“Энциклопедия философских наук в очерке”. Конспект :)

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ


Это произведение «Энциклопедию философских наук в очерке» («Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse») Гегель считал книгой для предварительного чтения. Она является в некотором смысле вынужденной попыткой, исходящей из потребности изложить будущим слушателям лекций всю систему целиком при отсутствии более подобающего в данной ситуации подробно разработанного текста его философии (кроме текста «Науки логики»).

Гегель подчеркивает, что хоть природа очерка не вполне подходит для систематического развития идей со стороны содержания, но все же переходы в содержании, обусловленные понятием, выявлены им достаточно определенно.
Метод изложения в очерке отличен от внешнего порядка принятого в других науках и от некоторой манеры философского рассуждения, в которой материал располагается по наперед принятой схеме. Второй способ хуже первого, ибо пытается выдать произвольно и случайно расположенный материал за систему, т.е. как будто бы обладающий внутренней связью. А лишь в форме подлинной системы может существовать истинная наука (см. пф 14).

По философскому содержанию материал Энц. отличен и от поверхностной философии современной Гегелю эпохи. Первый вид – это тривиальная философия в форме дешевого остроумия, второй – скудость мысли, выдававшей себя за скептицизм и критицизм, отвергавший возможность разумного познания.

Но, с радостью отмечает Гегель, кроме всего перечисленного есть и заметен несуетный философский интерес и любовь к высшему познанию. Правда, этот интерес иногда хватался за форму непосредственного знания и чувства. Но эта точка зрения не чужда серьезной философии, а возникает лишь как результат философского знания, полагает Гегель. А потому разумное понимание есть условие для непосредственного знания, которое при поверхностном взгляде кажется для первого совершенно чуждым.

Этому интересу познания истины и посвящает Гегель свое произведение.

Прочитав предисловие, читатель должен обратить внимание, что гегелевская философия, изложенная в Энциклопедии – это научная философия. И чтобы понять ее, читателю потребуется преодолеть в себе все описанные нефилософские точки зрения и встать исключительно на точку зрения научной философии, овладеть единственно истинным, как пишет Гегель, методом, тождественным с содержанием.

На благосклонность читателя Гегель надеется хотя бы по тому, что перед собой он увидит совершенно новую обработку философии. А для взвешенной оценки всего нового требуется терпение, а не легкомысленность и враждебность.

 

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments