Владимир Климентьев (wklim) (wklim) wrote,
Владимир Климентьев (wklim)
wklim

Основные философские положения Гегеля об образовательном процессе в гимназии.

ПРЕДМЕТ
Предметом исследования данной статьи выступает: содержание понятия образования и воспитания.
Это означает, что в изложении материала требуется пройти только половину пути к полноте истины: во-первых, не остановиться, а возвыситься над рассудочными представлениями об образовании и воспитании, но, во-вторых, не пытаться заняться систематическим изложением понятия образования. То есть пройти половину пути к тому, что есть на самом деле.


ЗАДАЧА
Задача: изложить только содержание понятия.
Причем, ограничиваясь объемом и способом, как оно явлено в статьях Гегеля, специально посвященных образованию и воспитанию.
В чем собственно состоит отличие предполагаемого здесь изложения от рассудочных представлений? В том, что, рассматривая образование, индивид берется не сам по себе, а в единстве с духом. Вот, что пишет Гегель об образовании в отношении индивида и всеобщего духа в предисловии к своей «Феноменологии духа»: образование для индивида, как неполного духа (unvollständige Geist), состоит в том, чтобы овладеть для себя формами наличного бытия, уже оставленными всеобщим духом (allgemeinen Geistes), которые он (всеобщий дух) уже сделал своим достоянием; со стороны же всеобщего духа как субстанции индивида (die Substanz des Individuums) образование означает только то, что она дает себе свое самосознание, т.е. производит свое становление и свою рефлексию в себя (см. примечание[i]).
В процессе образования и воспитания, когда казалось бы индивид изучает обычные учебные предметы, участвует в обычных отношениях с другими индивидами, происходит невидимая работа. Индивид шаг за шагом овладевает для-себя тем, что уже есть в нем в-себе, а такая деятельность уже не совсем лишь достояние индивида, она – достояние всеобщего духа. В такой работе этап за этапом происходит самопреобразование субстанции, тем способом, что она делает себя для-себя своим все более развитым предметом. И дух, в конце концов, полагает себя для себя как дух. Ни больше, ни меньше.
Мне думается, что по Гегелю осуществление всеобщего духа в единичном субъекте – это и есть главная цель всего образования и воспитания. Следовательно, раскрыть содержание понятия образования и воспитания – это значит раскрыть осуществление всеобщего духа в единичном субъекте в процессе его образования и воспитания.
Поэтому предмет исследования можно уточнить: осуществление всеобщего духа в единичном субъекте в процессе его образования и воспитания

О ТРУДНОСТЯХ
Тут уместно, на мой взгляд, сделать небольшое отступление – замечание о трудностях.
Поставив перед собой цель: выявить содержание понятия, – сразу, со всей беспощадностью обнаруживается, а на какой стадии во мне самом осуществился всеобщий дух, какую я реально представляю собой субстанцию – рассудок или разум?
Освещая тему образования индивида и духа, возникает трудность удержать это содержание в правильном (разумном) отношении. Т.е. понять и изложить это все в конкретном единстве, не умалив ни одной стороны, ни целого. Ибо неверных трактовок отношения индивида и духа может быть масса.
В частности, если рассудочно рассматривать отношение между индивидом и всеобщим духом, то неверным будет считать: во-первых, что лишь одна из сторон реальна либо индивид, либо дух; во-вторых, что индивид и дух одинаково реальны.
Для всех этих случаев для рассудка не разрешим вопрос: каково же конкретное единство индивида и духа? Каково содержание этого единства? А все потому, что рассудок полагает индивида и дух как два рядоположенных единичных предмета. Для рассудка то, что подразумевается за словами «индивид» и «дух» – одного порядка, все это – единичные представления большей или меньшей степени абстрактности. Рассудок не может по-другому.
Но у Гегеля-то все иначе. У него индивид и дух не два рядоположенных предмета.
Раскрыть же и изложить такое разумное содержание можно лишь спекулятивным методом, которым само понятие себя различает в своих моментах: Всеобщем, Особенном и Единичном. Этим способом Гегель раскрывает логическую связь и в эмпирическом материале, что видимо и дает право утверждать, что возможно изложить некое эмпирическое содержание именно как содержание понятия, хотя это и не есть понятие как понятие.
Хотелось бы проиллюстрировать это движение по различению понятия в себе на изумительном небольшом фрагменте, в котором Гегель определяет роль латинского языка в научном образовании. Этот фрагмент стоит того, чтобы на него отвлечься.


К сожалению, ЖЖ не позволяет разместить всю статью целиком.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments